Общероссийский форум ЦСП "ВЫБОР"
Psycho => Психотерапия => Тема начата: Lexa от 01 Июнь, 2009, 15:01:46 pm
-
Сказкотерапия — это отдельное направление в психологии, с помощью которого лечатся многие психологические и психосоматические заболевания. Ее принцип основывается на том, что любые психические процессы можно рассматривать, как истории, происходящие внутри нас. Истории разных людей похожи друг на друга, поскольку и наши реакции на те или иные события происходят по определенным схемам (и схем таких не так уж много, хотя и проявляются они у разных людей по-разному). Именно они и корректируются сказкотерапией — в виде фанта-стичеких историй и аллегорий.
-
Это - тема.
-
да уж...что только не придумают,чтобы вылечить...какой век, такие и методы
-
Да не, сказкотерапия, она же АРИНОтерапия ( по имени няни Пушкина) давно распространена, и действительно, неплохая штука. у нас как раз предмет психологии изучается в универе, так нам рассказали об этом очень подробно. так что, я за
-
А у меня есть 3 субличности сказочные, они с детьми в контакт быстро входят, а взрослых в тупик ставят.
Но это не опишешь, это надо показывать...
-
Док, а вы все же попробуйте. Пожалуйста. Так интересно.
-
да, каким образом они ставят в тупик взрослых?
-
Интересно, я своим дочкам сказки сочиняю, чтобы морали долго не читать. Сказки до них как-то лучше доходят. И до взрослых тоже? :scratch_ones_head: Наверное, сказки не вызывают ответного сопротивления или упрямства.
-
Моя мама тоже нотаций не читала,а обо всех перепитиях взрослой жизни рассказывала в виде притч и народных сказаний.
-
Моя мама тоже нотаций не читала,а обо всех перепитиях взрослой жизни рассказывала в виде притч и народных сказаний.
Вот это МАМА! Вы знаете, как Вам повезло?
-
Конечно знаю,иначе не писала бы о её методе воспитания. И своим детям я тоже рассказала всё что узнала от мамы .
-
Интересно, как этот метод работает у взрослых? :scratch_ones_head: Может мужу тоже притчи сочинять?
-
Не знаю, как у взрослых, но с дочкой этот метод работает отлично.
-
Не знаю, как у взрослых, но с дочкой этот метод работает отлично.
:dance1:
-
Сказкотерапия и правда, эффективна. Ведь слушая сказку, мы не принимаем все близко к сердцу и знаем, что это вымысел, это не о нас. Мы то хорошие, правильные, но где-то глубоко в подсознании это откладывается.
Только вот думаю, что более эффективный метод будет для тех взрослых, которые с детства привыкли слушать сказки и любили их, но не все же такие были в детстве. Вот как здесь тогда быть?
-
А для чего вообще эта сказкотерапия применяется? Кого так можно вылечить?
-
Да я думаю, что сказкотерапией можно вылечить детей, у которых наблюдается какие-то изменения в психике, которые начинают путать реальный мир и вымышленный, у которых есть страхи и они о них могут рассказать только с помощью сказки. Вот в этом случае психологи пытаются рассказать сказку, где главный герой сам человек (ребенок, взрослый), с ним происходят разные вещи, встречи с неприятными людьми, ситуации сложные и он пытается в виде сказки выбраться из сложной ситуации, а следовательно это поможет ему психологически расслабиться и вылить свои проблемы наружу, а потом и возможно решить их.
-
Моя 5-ти летняя дочь очень любит, когда ей читают. Но если вдруг начинаю проводить параллель между какой-то поучительной сказочной историей и реальной жизнью, она сильно расстраивается и вообще не хочет больше читать эту книгу. Может кто подскажет почему?
-
Может потому, что в ее возрасте она не воспринимает реальность соотвественно с ее пятилетним возрастом. И это идет в перемешку с тревогой, неприятием и возможно даже в связи с этим потерей интереса к данной сказке.
Либо же, надо уже себе наметить, что девочка очень впечатлительная.
Либо же ей просто трудно расстаться со сказочными персанажами, историями, ведь это так приятно, тем более в детстве. Хотя рано или поздно она сама эту параллель проведет.
Но скорее она просто впечатлительная девочка.
-
Сказкотерапия — это отдельное направление в психологии, с помощью которого лечатся многие психологические и психосоматические заболевания. Ее принцип основывается на том, что любые психические процессы можно рассматривать, как истории, происходящие внутри нас. Истории разных людей похожи друг на друга, поскольку и наши реакции на те или иные события происходят по определенным схемам (и схем таких не так уж много, хотя и проявляются они у разных людей по-разному). Именно они и корректируются сказкотерапией — в виде фанта-стичеких историй и аллегорий.
Наверное лучше сказкой показать человеку "все", чем обухом по голове и сказать и показать! Ведь Эго не выдерживает! А человек себя сильно любит. Вот психологи в этом молодцы. ::)
-
Интересно, я своим дочкам сказки сочиняю, чтобы морали долго не читать. Сказки до них как-то лучше доходят. И до взрослых тоже? :scratch_ones_head: Наверное, сказки не вызывают ответного сопротивления или упрямства.
Ну да. До детей сказки луше доходят, ведь во - первых их психика схватывает все, фантазия хорошая, личность развивается и они вбирают в себя все, что им необходимо. А вот взрослый- это уже более сложно. Он уже сформировался. Как бы одеревенел что-ли. Да и сказкотерапия то не всем подходит. Некоторым и вправду нужен обух.
-
Может потому, что в ее возрасте она не воспринимает реальность соотвественно с ее пятилетним возрастом. И это идет в перемешку с тревогой, неприятием и возможно даже в связи с этим потерей интереса к данной сказке.
Либо же, надо уже себе наметить, что девочка очень впечатлительная.
Таша, Вы правы, дочка действительно очень впечатлительная. И после таких "параллелей" не просто теряет интерес к сказке, а расстраивается до слез. Но я уже так не делаю, просто обсуждаем, кому какой персонаж понравился и почему, почему герои сказки поступали тем или иным образом и как можно было по-другому.
Интересно, сказкотерапия для взрослых тоже проводится с обсуждениями?
-
Моя 5-ти летняя дочь очень любит, когда ей читают. Но если вдруг начинаю проводить параллель между какой-то поучительной сказочной историей и реальной жизнью, она сильно расстраивается и вообще не хочет больше читать эту книгу. Может кто подскажет почему?
Irina, чаще дети не любят, когда начинают приводить реальные сюжеты. Они сразу улавливают смысл, что их поучают. Наши дети не такие уж и глупые, они для себя всегда делают выводы, просто не хотят, чтобы об этом догадывались.
-
А некоторые психологи и правда применяют сказкотерапию и для взрослых. Только там сначала предлагают самому сочинить сказку, а потом начинается обсуждение, почему каждый герой так поступил. Ведь когда мы сочиняем сказку, мы имеем конкретные вещи, или же наше подсознание над нами контроль берет.
-
Irina, чаще дети не любят, когда начинают приводить реальные сюжеты. Они сразу улавливают смысл, что их поучают. Наши дети не такие уж и глупые, они для себя всегда делают выводы, просто не хотят, чтобы об этом догадывались.
Не заметила, чтобы дочка плохо воспринимала наши поучения. Даже наоборот, всегда прислушивается, иногда сама спрашивает, как правильно поступить. Я вот тут подумала, может она начинает видеть в себе плохое и из-за этого расстраивается?
-
Может быть, конечно, и такое, но я редко видела детишек, которые всерьез бы задумывались о том, что у них есть что-то плохое. А если это и происходит, то на несколько минут. Дети вообще все видят в позитиве и ярких красках. Они даже в чем-то плохом могут найти дольку хорошего.
-
Не все детки одинаковые. Дочка у нас скорее пессимист. Иногда даже хорошие, но неожиданные события воспринимает как что-то плохое. Стараемся с этим бороться.
-
А...тогда может быть. У меня сынок по большей мере оптимист. Расстроился, через 2 минуты все прошло, снова радуется жизни.
А вообще сказки деткам нужны. Некоторые дети вообще любят сами их сочинять, вот тогда только успевай слушать и анализировать. Они там все свои переживания и страхи высказывают.
-
Хорошо, когда человек оптимист. А нам постоянно дочке объяснять приходится, что на самом деле все хорошо. Надеюсь, когда-нибудь эти объяснения дадут результат.
Самим сочинять - это у младшей дочки хорошо получается. Но ей всего 3 года поэтому сюжет слишком фантастический и концовки нет. :biggrin:
-
А еще есть дети, которые сочиняют сказки и там есть чудовища, страшные герои, которые хотят их съесть. При этом они так вживаются в эту сказку, что эти герои начинают жить с ними в реальности. Опасаются засыпать, так как страшный волк, например под кроватью сидит. Вот тогда возникает вопрос: почему ребенок сам себе придумал страх, а потом его воплощает в реальность? Скорее всего его что-то не устраивает в этой жизни, он пытается так с чем-то бороться. Вот только с чем или с кем?
-
Если вспомнить наши обсуждения о том, что мысли материальны, и о том, что существует Тонкий мир, то можно предположить, что ребенок просто что-то увидел. Некоторые детки (примерно до 7 лет) могут видеть сущностей тонкого мира.
-
Да, про это я слышала, про Тонкий мир. И за многими детками я наблюдала, как они уверенно говорят, что в комнате есть еще кто-то. Может, и правда видят этих чудовищ, а может и придумывают.
Я знаю одну девочку, ей 3 года, она вообще не любит обычные сказки. Сама придумывает про разных чудовищ, которые ее догоняют, а она спасается от них.
-
Я сама в 5 лет видела " черную руку", вылезающую из стены. Это бывало, когда меня укладывали в кровать в отдельной комнате и выключали свет. И это точно не был сон!
-
Ирина, но и галлюцинациями это тоже вряд ли назовешь?
Скорее всего, просто настолько была увлечена какими-то страхами, что сама себе придумала эту черную руку.
Я вот не могу вспомнить, чтобы я боялась чего-то вымышленного, видимо мне в реальности хватало страхов. Боялась высоты, жучков, паучков и.т.д.
Может, ребенку нужны эти страхи? Так он развивается, учится мыслить, осознавать проблемы и решать их, только своим каким-то способом.
-
Я вот не могу вспомнить, чтобы я боялась чего-то вымышленного
А я почему-то очень боялась что за шторами кто-то есть. Даже спать одно время не могла у себя в комнате, а потом как-то этот страх сам собой прошёл.
-
Но ведь откуда-то этот страх пришел? Что-то спровоцировало его появиться? И почему он так просто ушел? Я несколько раз задавал этот вопрос себе, не знаю как ответить.
Вот сейчас у меня сынуля боится есть яйца, так как уверен, что там живой цыпленок, которого он никак не может съесть. А раньше так их любил.
-
Но ведь откуда-то этот страх пришел? Что-то спровоцировало его появиться? И почему он так просто ушел? Я несколько раз задавал этот вопрос себе, не знаю как ответить.
Вот сейчас у меня сынуля боится есть яйца, так как уверен, что там живой цыпленок, которого он никак не может съесть. А раньше так их любил.
Я думаю это у него пройдёт. Я одно время по этой же причине их тоже в детстве не ела. А потом любовь к яицам всё таки пересилила :biggrin:
-
я в детстве тоже начиталась сказок про черную руку, про чудовищ под кроватью, потом долго боялась одна в комнате оставаться. надо следить за тем, что дети читают
-
Вот, что такое, в принципе, сказкотерапия:
Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Вот, например, сказка "Роза и ромашка".
Возраст: 4-10 лет.
Направленность: Низкая самооценка. Неуверенность. Чувство неполноценности.
Ключевая фраза: "Я некрасивая и плохая".
В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта - стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. "Как же ей хорошо, - думала ромашка. - Оказаться бы мне на ее месте", - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.
Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: "Какой красивый цветок!". Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.
Вопросы для обсуждения: почему Ромашка с восхищением смотрела на розу? Что значит "все цветы хороши по-своему"? Можно ли эту фразу сказать про людей?
Что могут дать такие истории детям?
Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.
Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. Школьник сталкивается с трудностями, связанными с учебой. Подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Каждый этап обсуждается, т.к. важны чувства ребенка.
Занятие длится около часа. В том случае, если это групповые занятия, то это время родители могут посвятить себе. Родители могут присутствовать на индивидуальных занятиях.
В своей работе я опиралась на материалы таких авторов, как О.В. Хухлаева и О.Е. Хухлаев.
Автор: Елена Пушкина, психотерапевт
-
Возраст: 4-10 лет.
Направленность: Низкая самооценка. Неуверенность. Чувство неполноценности.
Ключевая фраза: "Я некрасивая и плохая".
Вот бы сказку для такой ситуации, только для девочки постарше, лет сорока. Надо, наверное, пересмотреть "Под солнцем Тосканы". Жаль только, что не могу все бросить и уехать куда-нибудь.