Автор этой статьи - йа. Статья была опубликована в 2006 году.
РАК ДУШИ
По данным международных организаций, Украина прочно удерживает одно из первых мест в СНГ по употреблению наркотиков. Лишь на официальном учете в наркодиспансерах стоит около 100 тысяч человек. Сами же медики говорят, что реальное число наркоманов больше как минимум в 10 раз. 70 % из них больны СПИДом.
«Старых наркоманов не бывает – болезнь начинается смолоду, - утверждает известный украинский медик, публицист О. П. Козин, - но до старости наркоманы не доживают никогда. Период употребления наркотиков продолжается до семи лет».
-«Вот они где», - говорит дежурный инспектор.
Патрульная милицейская машина резко сворачивает, ныряет в подворотню перекошенной «хрущевки» и останавливается. В свете фар – двое подростков. Они понуро сидят на ящиках у стены мусоросборника. Между ними – трехлитровая банка. Один из них вяло поднимает голову, смотрит мутным взглядом и приставляет палец ко рту: «Тс-с-с… Мы спим».
В банке – растворитель, а подростки – типичные токсикоманы – «нюхачи».
Токсикоманами называют тех, кто вдыхает пары различных химических веществ или злоупотребляет лекарственными препаратами, чтобы добиться состояния, похожего на опьянение. Как говорят, «поймать кайф».
Вот уже несколько дней по заданию редакции езжу по Киеву с сотрудниками уголовного розыска и инспекции по делам несовершеннолетних. Доверительно беседую с любителями «химического» балдежа», пытаясь понять, как дошли до жизни такой. Как получилось, что погоня за минутным «кайфом» вытеснила из жизни всё?
Разговариваю с одним из подростков, который накануне нанюхался растворителя и «отключился» прямо на улице возле у своего подъезда. Славик П., ему скоро пятнадцать, учится в школе, пары химических веществ нюхает уже несколько месяцев. У парня симпатичное лицо, ломкий басок.
-«Когда последний раз был в школе?», - интересуюсь.
Славик сосредоточенно думает, пожимает плечами : «Не помню».
-«Скоро, чего доброго, и таблицу умножения забудешь?»
-«С чего это Вы взяли? – обижается Славик, - дважды два – четыре. Это же на всю жизнь».
-«А пятью пять?» – спрашиваю.
-« Двадцать пять! А пятью шесть – двадцать шесть. А пятью семь – двадцать семь», - с готовностью отвечает Славик.
У меня по спине бегут мурашки Трудно поверить, что Славик не шутит. Но он не шутит…
Комментирует ситуацию Главврач Киевской городской наркологической больницы “Социотерапия” А. Н. Виевский:
«Пары химических веществ обладают высокой токсичностью. Через легкие они молниеносно всасываются в кровь, быстро достигают мозга и других органов. В первую очередь страдает головной мозг. Бывает, у любителей «понюхать» начинаются судороги, они теряют сознание, а, придя в себя, не могут вспомнить, что с ними происходило. Состояние Славика – это начальная стадия токсикомании. В дальнейшем наступают более серьезные нарушения памяти. Например, человек не может вспомнить, что с ним было две-три минуты назад».
Спрашиваю Славика: «Где достал зелье, которым надышался?»
- «Продал один дяденька».
До какой же степени цинизма нужно дойти взрослому человеку, чтобы за несколько гривен продать подростку отраву? Мне довелось поговорить с одним таким, схваченным за руку. Николай К, электрик, 29 лет, сам имеет малолетнюю дочь.
-«Ребята сказали, что им надо растворителем джинсы почистить, - пряча глаза, объясняет Николай, - а мне уж больно деньги были нужны».
-«Для чего?»
Николай не отвечает.
-«На опохмелку, вот для чего, - подсказывают работники милиции, - из-за этого от него и жена ушла».
Мы спускаемся по ступенькам в сырой подвал жилого дома. Тихо скрипит тяжелая дверь. Я попадаю помещение, как бы разделенное на две половины. В одной – спальное тряпье, в другой половине – стол, заваленный бутылками с грязными этикетками с остатками химических препаратов, использованные шприцы. Это – бывший притон наркоманов, к счастью, уже раскрытый.
Мне удалось побеседовать с Оксаной Т, ученицей 8 класса, которая несколько месяцев посещала это мрачное заведение.
«Сначала мы просто приходили - грелись. Кто-то принес магнитофон – музыку слушали. Однажды среди нас появился незнакомый парень. «Хочешь, говорит, «глюк» словить?» А что это такое, - спрашиваю. «А это когда перед глазами разные цветные картинки появляются, как в мультьшках. Но для этого нужно проглотить вот эти пилюли».
Я выпила сразу десять штук. И хоть бы что! Ничего не ощутила. И пошла домой. И вдруг вижу, моя голова от шеи отдаляется и к форточке плывет. Я за ней, она – от меня. У самой форточки моя голова обернулась, показала мне язык и вылетела на улицу. Я кричу: «стой, стой», а дальше ничего не помню».
Дальше Оксане просто повезло. Совершенно случайно в этот момент в комнату вошла мама. Она и успела снять с окна свою дочку, которая собиралась выпрыгнуть с девятого этажа за своей головой.
Практика показывает, что каждый наркозависимый человек, как правило, склоняет на тот же путь еще четверых. Наркомания в основном распространяется в молодежной среде. Психологическая нестабильность, отсутствие опыта, твердых жизненных принципов, склонность попадать под влияние окружающих, желание самоутвердиться в кругу своих сверстников, заинтересованность и стремление испытать на себе эффект эйфорического воздействия наркотиков, привели к увеличению количества несовершеннолетних наркоманов более чем в 1,5 раза.
Прямо пропорционально растет и количество преступлений, совершаемых на почве наркомании. За последние 10 лет число уголовных дел, возбужденных по линии наркомании, выросло в 6 раз. Ежегодно органами внутренних дел Украины выявляется до 11 тысяч преступлений, связанных с наркотиками. Среди них - десятки убийств, сотни разбойных нападений, тысячи краж.
И снова наша рейдовая бригада в пути. Адреса, подъезды, люди.
Анжела С, 17-ти лет, наркоманка с девятимесячным стажем, бросила медучилище, нигде не работает. Систематически уходит из дома на одну-три недели. Девять месяцев назад Анжела попала в компанию взрослых наркоманов. Там ее и научили пользоваться шприцом, «ловить кайф» от наркотического дурмана. Передо мной сидит еще совсем девчонка, а она уже знает, что такое оргии наркоманов, беспорядочные половые связи. С кем? Не ответит.… Не знают этого наркоманы. В данном случае сотрудники милиции вывели на чистую воду взрослых организаторов и посетителей притона. Все привлечены к уголовной ответственности. А Анжелу как несовершеннолетнюю определили на стационарное лечение в «Социотерапию».
Комментарий А. Н. Виевского:
“У Анжелы, к сожалению, уже сформировалась физическая зависимость от наркотиков. В таком состоянии перерыв в приеме наркотического вещества вызывает абстинентный синдром. Он проявляется нарушением деятельности сердечно-сосудистой системы, резким повышением артериального давления, учащением сердцебиения (до 140 ударов в минуту), повышенным содержанием сахара в крови. Затем внезапно артериальное давление падает, появляется боль в сердце, одышка, аритмия и при отсутствии своевременной медицинской помощи может наступить смерть».
Вот что ждет всех, кто находится во власти наркотического дурмана. Всего через несколько лет происходит общее старение организма, по степени изношенности которого даже 25-летние наркоманы напоминают 75-летних стариков. Они страдают болезнями, которые обычно проявляются в пожилом возрасте – миокардиодистрофией, почечной и печеночной недостаточностью, мышечной атрофией. Наркоманы истощены физически. Дефицит массы тела доходит у них до 25%. Более того, с полным основанием наркоманию можно назвать "раком сознания" или "раком души", поскольку наркотик, полностью разрушает душу.
… Из родильного дома Марийку забрали дедушка и бабушка, поскольку мать девочки, наркоманка со стажем, не пожелала даже увидеть свою дочку, сбежав с очередным любовником в другой город. Старикам взяться за лечение внучки, у которой медики определили врожденную наркозависимось. Наркотическую ломку младенец начал ощущать с первых дней своей жизни…
… Десятилетнего Андрея на иглу посадили родители-наркоманы. Пребывая под кайфом, сын исполнял все их приказания. А они были нехитрыми: через форточку проникнуть в чужую квартиру, выкрасть вещи, чтобы раздобыть денег на очередную дозу…
… Больная мать не могла сама попасть себе в вену, и научила делать это девятилетнего Антона. Антон заметил: под воздействием укола мать переставала ругаться, становилась ласковой и доброй. Интересно, подумал парень, и однажды укололся сам…
К подобным историям мы уже привыкли. Они стали реалиями нашего смутного времени, когда вырождаются целые семьи…
Я сижу на лавочке у входа в наркологическую больницу. Рядом со мной примостился глубоко пожилой человек, жадно курит. Глубокие морщины, землистый цвет кожи, потухший взгляд.
- «Пришли кого-то навестить, дедушка?» - спрашиваю.
«Доктора Виевского жду, - отвечает он, - наркоман я. Всю жизнь курю и колюсь. Хочу сделать попытку вернуться к нормальной жизни».
-«Сколько же Вам лет?»
-«Двадцать семь»...
Наркоманы редко доверяют врачам. Согласно статистике, только 20% их изъявляют желание лечиться. В Украине лечением и реабилитацией людей, употребляющих наркотические вещества, занимается более 600 организаций. Несмотря на разработанные методики лечения, избавиться от этой болезни очень сложно. Именно поэтому при решении проблемы наркомании ведущее место занимает ее профилактика.
В данный момент в Киеве ведется создание музея наркотической зависимости. Музеи такого плана уже существуют в России, Германии, Нидерландах и Таиланде. Благодаря чудесам компьютерной техники, одним из наглядных пособий будет смонтированная фотография, на которой любой желающий сможет увидеть себя, в случае систематического употребления наркотиков, со стороны.
Афоризм по поводу того, что каждый учится на своих ошибках, действует во многих сферах жизни, но не в сфере наркомании. Наркомания – горький опыт, от которого в большинстве случаев не освобождаются, сознательно разрушая свое здоровье, прокладывая путь к полной психической и физической деградации и смерти. В среднем от от наркотиков ежегодно умирает 1,5 тысяч человек...