Часто слышу от людей, занимающихся духовными практиками: «Я духовно вырос», «Он – такой бездуховный», «Как найти правильный духовный путь», «Мне нужен духовный наставник», «Он не занимается духовной практикой».
Что же на самом деле имеют в виду люди, говоря эти фразы?
Что стоит за словом.
Начнем с того, что каждое слово, которым мы пользуемся, что-то обозначает.
Например, слово «шишка» обозначает предмет. У шишки есть «чешуйки», которые закрывают «плоды» – эти слова обозначают структуру. Шишка «коричневая», «яйцеобразная», «легкая» – эти слова обозначают свойства объекта. Также можно сказать, что она «красивая», «элегантная» – этими словами мы выражаем свою оценку.
Таким образом, слова, которые используют люди при общении, обозначают: либо название предметов, либо свойства, либо структуру, либо процесс, либо личную оценку или отношение.
Есть слова, которые обозначают широко обобщенные понятия, такие как: «мир», «жизнь», «любовь», «просветление», «счастье», и другие. Такие широко обобщающие слова включают в себя много объектов, свойств и процессов. В общении, для лучшего понимания, рекомендуется поменьше использовать широко обобщающие понятия, так как слушающие их могут вообразить что-то совершенно другое, нежели имели в виду вы.
Также желательно смотреть в словарях, что обозначает то или иное понятие или слово, это даст вам возможность осознавать смысл сказанного или услышанного.
Что обозначают слова: «дух», «духовная жизнь», «духовная практика»?
ДУХ (греч. pneuma, лат. spiri-tus) - С религиозно-философской точки зрения, дух есть сверхъестественное нематериальное существо, способное творить любые материальные определенности. Дух пребывает где хочет, выходит за всякую границу, его главное определение - свобода.
В этом определении говорится о том, кто обладает данными свойствами:
• создает мысли и мыслит;
• воспринимает существующую внешнюю (умственную) и внутреннюю (физический мир) реальность;
• не является видимым, но создает видимый результат деятельности;
• бессмертен по своей природе;
• может находиться вне тела.
Но тот, кто пишет эти строки и называет себя словом «Я», как и тот, кто читает эти строки («Ты») – полностью обладают всеми описанными свойствами. А значит, понятие «дух» - это всего лишь еще одно из названий, которое дали мне в философии и религии.
Дух – это я!
Исходя из этого, моя жизнь в теле – есть жизнь духа, то есть – духовная жизнь. Выходит, что каждый из нас живет духовной жизнью, ибо он и есть тот, кого называют «дух».
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ – это жизнь духа в материальном или нематериальном мире.
Теперь давайте разберемся, что обозначает словосочетание «духовный наставник» и «духовная практика».
НАСТАВНИК, - Учитель и воспитатель, руководитель.
УЧИ́ТЕЛЬ, - 1. Лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель. 2. Глава учения, человек, который учит (научил) чему-нибудь.
ВОСПИТАТЕЛЬ, - 1. Человек, который воспитывает или воспитал кого-нибудь. 2. Специалист, занимающийся воспитательной работой.
РУКОВОДИТЕЛЬ, - Лицо, которое руководит кем-чем-нибудь.
Исходя из этих определений, наши родители, родственники, учителя, друзья, руководители на предприятии, политики и просто окружающие нас люди – являются нашими наставниками, потому что обучали и воспитывали, а также обучают и воспитывают нас не только лично, но и по телевидению, через книги и журналы, через рекламу и т.п.
ПРАКТИКА, -и, ж. 1. Деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт. 2. Приемы, навыки, обычные способы какой-нибудь работы. 3. Работа, занятия как основа опыта, умения в какой-нибудь области. 4. Одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем.
Переведя это определение в область жизни духа в материи, получим следующие примеры по каждому определению:
1. Когда моя жена (дух, играющий игровую роль «жена») готовит обед для приглашенных гостей, она преобразует материальный мир и общество (плоды картофеля превращаются во вкусное блюдо, от которых у всех гостей остается приятное впечатление), а также приобретает опыт приготовления вкусных блюд, – она занимается духовной практикой.
2. Когда я (дух, играющий роль «генеральный директор ООО Академия Развития Способностей «Гармония»») изучаю компьютерную программу 1-С для управления бухгалтерией, - я занимаюсь духовной практикой.
3. Когда полицейский (дух, играющий игровую роль «полицейский») пытается пой-мать преступника (духа, играющего игровую роль «преступник»), то оба они отрабатывают свои профессиональные навыки: полицейский – лучше ловить преступников, а преступник – лучше скрываться от полицейского, – а значит, они оба занимаются духовной практикой.
4. Когда ребенок пытается научить котенка плавать, бросая его в бочку с водой, – он тем самым занимается духовной практикой, так как проверят на практике теорию о том, что у всех животных есть врожденный рефлекс, помогающий им плыть.
Тогда что же имеют в виду те, кто говорят: «Я духовно вырос», «Он – такой бездуховный», «Как найти правильный духовный путь», «Мне нужен духовный наставник», «Он не занимается духовной практикой»?
Скорее всего, эти люди (духи, играющие игровую роль «человек»), настолько заигрались, что забыли, кем они являются на самом деле. А забыв это, дух начинает искать и обучаться тому, чем он уже обладает. Следовательно, чтобы восстановить все свои духовные свойства, надо лишь вспомнить, кем ты является на самом деле.
Выводы:
1. Каждый живет своей духовной жизнью, которая и есть его духовный путь.
2. Каждый занимается ежедневно духовной практикой.
3. Каждый духовен, так как является духом по своей природе.
4. Каждый имеет духовного наставника в лице окружающих его людей, а также сам является духовным наставником для окружающих людей.
5. Тот, кто забыл, кем он является на самом деле – начинает стремиться к тому, чем уже обладает.
Как вспомнить, кем ты являешься на самом деле? И что является для духа наиболее ценным, ради чего он живет?
Это уже другой вопрос, на который я напишу ответ в следующей статье.
---
С уважением,
Балыкин Александр Иванович